Без рубрики

О судьбах и путях…

О судьбах и путях…

Современная экономическая ситуация обнажила проблемы во всех сферах экономики. Страхование не стало исключением. Пришедшееся на разгар кризиса введение системы европейского протокола и прямого урегулирования убытков стало для многих страховых компаний настоящим испытанием. Сокращение объемов поступлений по добровольным видам страхования на фоне стабильно растущих выплат по ОСАГО больно ударило многих.

В предыдущие годы благостной экономической стабильности поток взносов по договорам страхования залогового имущества на волне всеобщего кредитования позволяла считать, что дан старт массовому добровольному страхованию в России, что ОСАГО отработало свой ресурс по продвижению идей страхования в народ.

Финансовый кризис показал, что при сокращении доходов населения, страхование это та статья, на которой будут экономить как физические, так и юридические лица. Особенно крупные потери несут те страховые компании, портфель которых основывался именно на прикредитном страховании. Остается неизменной только масса обязательных договоров страхования, которая перестает прирастать за счет приобретения новых автомобилей.

Правда есть еще обязательное страхование ответственности туроператоров и страхование опасных производственных объектов, но их доля по сравнению с ОСАГО ничтожно мала.

На этом фоне убыточность ОСАГО становится особенно очевидной. Всеми средствами страховые компании пытаются сократить эту статью расходов, урезая и задерживая выплаты. Весенний пересмотр тарифов не сильно спасает в этой ситуации. Все это сказывается на отношении клиентов. Волна недовольства выливается в рост судебных процессов и жалоб в надзорные органы.

Похожая ситуация наблюдалась в 2005-2006 годах, когда многие региональные страховые компании захлебнулись в выплатах по полисам ОСАГО. Результатом стал массовый отзыв лицензий и сокращение числа российских страховщиков почти в 2 раза.

Сегодня снова многие специалисты высказывают мнение, что какие-то страховщики не смогут удержаться на рынке. Региональных компаний в стране почти не осталось. Раньше казалось, что будущее за крупными федеральными компаниями, которые за счет больших объемов поступлений смогут сохранить, отладить и развивать региональные сети продаж. На сегодняшний день самой масштабной региональной и агентской сетью может похвалиться группа компаний «Росгосстрах».

Но сейчас все отмечают неадекватность и малоприбыльность, если не убыточность содержания такого количества офисов и точек продаж. Особые трудности испытывают страховщики при поддержании офисов в небольших городах. Учитывая возможность рядового агента работать на нескольких страховщиков, экономический эффект от содержания офиса часто до смешного мал.

В ситуации роста накладных расходов (а аренда и коммунальные платежи растут регулярно) вопрос о целесообразности дополнительных офисов становится все острее. Некоторые специалисты и вовсе приходят к мнению, что даже федеральные страховые компании не смогут обеспечить себе присутствие во всех регионах страны, не говоря уже о мелких городках и поселках, и пророчат будущее страховым брокерам.

И это не лишено здравого смысла. Вместо содержания филиала, оплаты всех накладных расходов от заработной платы штатных сотрудников и аренды помещения до канцелярских расходов и расходов на связь, нужно лишь платить комиссионное вознаграждение брокеру. Не секрет, что на Западе именно на страховых брокеров приходится львиная доля продаж. А объем поступлений страховых премий в этом случае будет напрямую зависеть от конкурентоспособности предлагаемых условий страхования. Брокер же по договоренности может взять на себя и представительство в вопросах урегулирования страховых случаев.

Таким образом, начавшееся лицензирование страховых брокеров может стать новым этапом в развитии российского рынка страхования.

Источник: www.o-strahovanie.ru